Через горы к морю
mono_polist

Многие ищут увлекательные туристические маршруты, чтобы соединить поход по горам с выходом к морю. Один из таких красивейших маршрутов называется "тридцатка", он проходит через Кавказский заповедник в Адыгее и Краснодарском крае.

Туристы идут на высоте 1500-2000 метров, проходя 4 перевала. Благодаря незначительному перепаду высот такой маршрут осилит любой взрослый и ребенок школьного возраста. Тут главное выбрать свой темп. Маршрут составляет 47 км, мы же немного его усложнили и заходили еще на озеро Хуко, итого мы прошли 60 км за 3,5 дня. Саму же "тридцатку" можно пройти фактически за 2 дня, если не спеша - 3 дня, но чаще всего ее проходят за 5 дней.

Всесоюзный туристический маршрут № 30 появился в 30-х гг. И по сей день он очень популярный у туристов со всей России. Раньше он начинался из Хадхожа (Адыгея) и был 93 км, его проходили 20 дней. Сейчас же сделали дорогу до Гузерипля (Адыгея). Это последний населенный пункт, откуда стартует турист. Затем проезжает 20 км вверх по хорошей асфальтированной дороге до Яворовой поляны (плато Лаго-Наки), здесь у егеря покупает билеты в заповедник из расчета 300 рублей/день на 1 человека и начинается увлекательное путешествие.

Удачное время для прохождения пути с середины июня по середину октября. В начале июня здесь может еще лежать снег как например это было в этом году, а в конце октября ночью температура может опустится до 0 градусов, что уже прохладно спать в палатках и может также лежать снег.

К сожалению, данный маршрут и печально известен, в 1975 году здесь погибло 21 человек из-за резко изменившихся погодных условий. Люди замерзли, а многие туристы вели себя неадекватно, что повлекло большее количество смертей. К сожалению, такие трагедии происходят всегда и в любых горах, но не так массово. Горы уносят жизни людей, они безусловно опасны, а в сочетании с плохой погодой опасны вдвойне. Но не буду вас сильно пугать, надеюсь перед походом вы всегда смотрите прогноз погоды и не пойдете в снежную бурю покорять горные вершины.

2. Вот так встречает нас плато Лаго-Наки. Мы посещали эти места в начале октября. Днем было +20, ночью на приюте Фишт было +8.

3. В воскресенье мы встретили около 50 туристов, возвращающихся с маршрута. Но уже в будни здесь были единицы.

4. Сзади вдалеке виднеется гора Большой Тхач, тоже одно из красивейших мест на Кавказе.

5. Трава на плато Лаго-Наки начинает желтеть уже с конца августа. Если хотите увидеть зеленую сочную траву, тогда лучше посещать эти места с середины июня по начало августа.

6. На всем протяжении маршрута есть вода, она обозначена на картах. Мы например, пользуемся картами OSM, закачанных на смартфон.

7. Кстати, в Кавказском заповеднике обитает леопард и даже увидели информационный стенд как себя вести при встрече с животным. Пишут, что на людей не нападает, но надо соблюдать меры предосторожности.

8. На пути встречается несколько озер, но пить из них нельзя, вода мутная.

9. Вдалеке виднеется Белореченский перевал (1782 м).

10. Маршрут оснащен железными указателями еще с советских времен. Кстати, даже если у вас вдруг нет навигатора или карт - не отчаивайтесь. Тропа очень набита, полно указателей, ходят люди, егеря. В общем не заблудитесь.

11. В первый день реально пройти до балагана Кичмай, где Белореченский перевал. Но нам спешить некуда и мы решили заночевать на приюте Фишт. Это как раз то место, откуда туристы поднимаются на знаменитую высокую гору Фишт (2868 м). На приюте есть оборудованные места для палаток (деревянные щиты), есть лавочки, столы. Если кто замерз есть домик - 300 рублей с человека, правда он не отапливается. Здесь же течет вкусная горная река.

12. Так начинается наш второй день. Мы обходим гору Фишт.

13. Вот он Фишт, здесь же есть тропа - выход к Малому Леднику.

15. По этой тропе уже нет туристов, зато видим следы медведя. Позже выясняем, что утром он приходил попить воды к балагану Кичмай по словам туристов.

16. Вдалеке оставляем гору Оштен (2800 м).

17. Здесь много разных красивых горных цветов.

18. Так выглядит балаган Кичмай. Здесь 3 домика, внутри есть печка, столы, лавки, места для сна, родник. Всё бесплатно. Даже туристы оставляют хорошую еду.

20. И это тоже Фишт.

21. Погода начинает портиться, на вершины гор опускается туман, появляются серые тучи.

22. Находим еще одни балаганы, но это уже "Летники", они платные - 500 р за домик, где есть электричество.

24. Проходим последний Черкесский перевал (1836 м) на маршруте и далее дорога идет только вниз.

25. По дороге в этих местах будет развилка, дорога вправо ведет на озеро и гору Хуко, будет указатель. Дорога влево ведет в приют Бабук аул.

26. Дорога на озеро Хуко.

27. К 16.00 выходим к озеру Хуко. Кстати, развилку на гору не нашли. И тут идем, идем, а озера не видим, опустился густой туман. Даже пришлось навигатор доставать, а нам он говорит, что мы уже на месте. Не поверили, подходим ближе и правда это наше озеро под цвет тумана.

Разложили палатку и пошел дождь, палатка дала сбой и мы жутко промокли. На следующий день туман и тучи рассосались, но обувь была уже мокрая. Так вот самое сложное в походе - это надеть мокрую обувь при +8. Лучше пройти лишние 10 км, чем одевать эту мерзкую мокрую обувь.

28. Так озеро выглядело утром.

29. Озеро Хуко знаменито тем, что находится на высоте 1700 м. В него не впадает и не вытекает ни одна река, но уровень воды в нём постоянный на протяжении всего года. Также в озере не водится рыба либо другая живность, нет водорослей. У местного населения (адыгов) озеро считалось священным. Говорят здесь всегда тихо. И действительно здесь как-то спокойно и безмятежно. Воду можно пить.

30. Официально маршрут на Хуко запрещен, т.к. по тропе к озеру видна Лунная поляна, место, где отдыхает Путин. Поэтому отправляясь на озеро вы можете встретить егеря, отклонение от маршрута - штраф в размере 1000 р.

31. Хотели выйти по более короткой дороге на 30-й маршрут, но в лесу нечто громко зарычало и орало. Звук был похож на медведя, мы знатно испугались и зашагали быстрее по более длинной тропе. Позже выяснили, что это гон у оленей (брачный период) и типа ничего страшного не было. Позже встретили самку оленя, которая ускакала к жениху.

32. Далее нас ждал 3-километровый "веселый спуск", но он был не так страшен, как его описывали. Вот подниматься здесь ад - тропа фактически прямая, идешь как по ступенькам вверх.

33. После егерьского кордона дорога выровнялась. Собственно здесь можно проехать на машине. Много съедобных вкусных каштанов прямо под ногами.

Прошли приют Бабук Аул - это большая облагороженная территория, где есть туалеты, лавочки, столы, места под палатки, вода из под крана. Домиков нет.

К концу третьего дня мы дошли до последнего КПП, там есть также места под палатки и стол с лавками и ручьем, но здесь туристы редко ночуют. Итак, за 3 день мы прошли больше всего - 24 км, но проходятся они легко, т.к. тропа идет вниз.

35. На следующий день нам надо было пройти всего 11 км до Солох аула. Дорога ровная, идет вдоль реки Шахе. Раньше по маршруту были везде опасные висячие мосты. Сейчас ничего такого нет, все мосты капитальные. От КПП до Солох аула можно проехать на любой машине.

В Солох ауле мы нашли хурму, я просто объелась. Также в этих местах чайные плантации, здесь выращивают краснодарский чай, есть дом-музей Кошмана (основателя чая).

36. От Солох аула ходит автобус в Дагомыс раз в 2 часа. К обеду мы как раз пришли, сели и уже через час были в Дагомысе.

37. Дагомыс - это небольшой поселок в 14 км от Сочи. В начале октября море еще теплое, правда купались единицы.

38. Искупались в море, поели сочинские сувлаки и оправились на электричке (600р) до Краснодара.

Итак, наш маршрут выглядел так: Яворова Поляна (в 20 км от Гузерипля, Адыгея) - приют Фишт (плато Лаго-Наки) - озеро Хуко - приют Бабук аул (Сочинский район) - Солох аул - Дагомыс. Всего пройдено 60 км за 4 дня.

Posts from This Journal by “поход” Tag

• Джиперский и Парковый водопад

Хожу в походы давно, думала в районе Горячего Ключа знаю все водопады, ан нет! Есть еще чему удивляться! В 14 км от села Фанагорийское есть…

• Окрестности Горячего Ключа: Водопад Кесух

Чтобы увидеть что-то интересное не обязательно куда-то ехать далеко. В середине ноября мы поехали в село Фанагорийское, что в Горячеключевском…

• Смотровые площадки в Адыгее

На ноябрьские праздники отправились в поселок Каменномостский (Хаджох), что в республике Адыгея. Это популярное туристическое место, потому что в…

• Мезмай - русская Шамбала

Мезмай - уникальное место, притягивающее к себе. Сюда приезжают навсегда люди со всей России. Одни чувствуют здесь космическую энергию, ведь…

• Гроты, водопады и ущелье реки Мишоко

В поселке Каменномостском, что в Адыгее знамениты водопады Руфабго - это платный объект и там каждые выходные ходят толпы людей. Но всего в 800…

• Гора, в которую часто бьет молния

Когда мы собирались на гору Пшеха-Су нас многие отговаривали, ведь по прогнозу там обещали дожди, а если есть дождь, значит и большая вероятность…

• Куда стоить сходить в окрестностях станицы Дербентской?

Чтобы оказаться в горной местности не обязательно ехать куда-то очень далеко. Уже в 60 км от Краснодара начинаются горы и красивые виды.…

• Дорога к морю

Какой удаленный поселок в Сочинском районе не возьми, везде идет красивая дорога к морю. На фото дорога от Бабук аула до Солох аула, машин здесь…

• Опасны олени?

В районе озера Хуко рано утром шли на приют Бабук аул. Хотели пойти по короткой дороге, с поляны собирались спуститься в лес. И тут слышим как…

promo mono_polist december 1, 11:37 7
Для тех, кто занимается коммерческой фотографией всегда стоит вопрос как быстро поставить водяной знак и защитить фотографию от воровства в интернете. Когда это пара фотографий можно поставить водяной знак вручную, а когда их сотня или тысяча? Вручную будет очень трудоемко и тратится много…

• 1
Читал пост и вспоминал книгу В.Пальмана "Песни Черного дрозда".

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Таки выходит, что надёжное снаряжение важнее точного прогноза. Тем более, что погода там разнообразием не отличается: до обеда ясно, после дождь. Только температура может меняться.

палатке нашей сто лет в обед, я больше с ней не пойду))
на дождь в заповеднике попали впервые... обычно он всегда был мимо нас... эх надо было в балагане заночевать... но подумали, что пронесет, а оно не пронесло

Если думали, что пронесёт, то вам ещё повезло. Эдак можно на что угодно надеяться. Не то чтобы хвастаюсь, но всегда предпочитаю немного лишнего груза тащить, чем мокнуть или мёрзнуть. Особенно после того как под Матуком в конце июня попали в штормовой ветер с дождём и градом. До сих пор радуюсь тому, что у меня тент не только с собой был, но и на клапане рюкзака. За минуту успели накрыться и хотя бы не промокли сразу же.

Кстати, большой (3х3 м) тент весит около пол кило и складывается до 15х15х5 см примерно.

по прогнозу должен быть небольшой дождь, все так и было, но капал всю ночь
прогноз погоды - наше всё

Хороший маршрут, интересный

Ольга, это пять баллов..

Блин, дети подрастут немного похожу с ними.. У нас действительно много красивейших мест. А там, где машиной не доехать. там пока чисто.

Re: Ольга, это пять баллов..