Гора Семиглавая
mono_polist

Про Семиглавую многие пишут, что к ней долго идти и там тяжелый подъем. Я ожидала подъема как на Тхач, но на деле оказалось всё проще, подъем плавный, легко идти, сложных участков вообще нет. Даже броды легкие, возможно в холодное время реки разливаются, но в начале июня любой брод можно перейти не замочив ног. Но стоит отметить гора не для новичков, сюда лучше идти подготовленным туристам, если вы хотите получать удовольствие, а не пыхтеть на подъеме.

Как добираться на общественном транспорте?

Ближайший населенный пункт к горе - аул Большое Псеушхо (Туапсинский район). Далее опишу как к нему проще добраться.

В летнем расписании РЖД появилась электричка до Туапсе на 6.40, она считается скоростной (не путать с ласточкой), она останавливается не на каждой остановке, а только в Горячем Ключе и Кривенковской. А мне как раз нужна Кривенковская. В этой станице я оказываюсь уже к 9 утра. Проезд такой же как в обычной электричке, он обошелся мне в 312 рублей.

От Кривенковской я иду пешком до развилки на аул Большлое Псеушхо, там пара километров. За мостом через реку есть автобусная остановка на ней можно подождать автобус, он идет в 10.45 из Туапсе. Ждать целый час нам лень поэтому мы ловим попутку. Поймали за 5 минут, где местный джигит довозит с ветерком до перевала за аулом Малое Псеушхо. Парень оказывается очень адекватным и приветливым. Стоит отметить, что местное население охотно подвозит туристов, это вам не федеральная трасса. Мы предлагаем деньги, но он отказывается, но мы все равно заплатили, чтобы в следующий раз тоже подбросил))

Далее идем пару километров до аула, но не успеваем дойти как подъезжает порция туристов на газеле, это наша группа, к которой мы хотели присоединиться. В газеле 13 человек. Так доезжаем до поселка.

Про тропу

Это мой первый поход с большой толпой, где 15 человек. Все-таки это очень много, гораздо комфортнее ходить в компании до 8 человек. Сложность в том, что быстро вы не походите. Всегда найдутся люди, которые будут медленно ходить, требовать больше остановок для отдыха, а иногда и полноценного горячего обеда)) Подобрать большую компанию, где все ходят с одинаковой скоростью просто не реально, все ходят по разному, даже если вы тщательно фильтруете попутчиков. Ходить медленно мне уже давно не интересно, я хожу в среднем темпе со скоростью 25-30 км/день. Многие говорят, что я быстро хожу, но у меня просто средний темп и вес рюкзака до 10 кг. Не вижу смысла набирать много еды, одежды и прочей хрени, которую легко можно оставить в городе.

Итак идти до хребта, где находится гора Семиглавая около 12 км. Наша группа прошла это расстояние за 6 часов. Но думаю легко без напряга можно подняться и за 4-5 часов. Остановились не доходя 500 метров до хребта, там есть несколько площадок, чистый ручей. Также есть площадка в 5 км от аула, называется "на ужах", где есть чистая река. На всем протяжении маршрута много родников, проблем с водой нет. Единственное на самом хребте вода только в 1 месте недалеко от горы Семиглавой и Кашина, да и площадок я видела только две. Туристов в первый день мы не встретили, хотя бы праздники.

Про еду

Ребята захватили с собой котелок и готовили на огне. Я уже сто лет не видела, чтобы ходили с котелками, мы обычно ходим с горелками. В этом походе я экспериментировала и даже не взяла горелку. Я пользовалась сухим пайком, где оказалось фактически 1,6 кг еды, которой мне хватило на 3 дня. В наборе идет портативная горелка с сухим горючим. Она очень легкая - это маленькая железка, которая весит от силы 50 грамм. На ней я подогревала не только консервы в мягкой железной упаковке, но и смогла подогреть 1 стакан для чая для каждой трапезы.

В сухой паек входит: 3 консервы, каждая консерва весом 250 грамм (тефтели, мясо с фасолью, рисовая каша с мясом), сало 100 грамм, несколько пачек с галетами, 2 паштета, кабачковая икра, плавленный сыр, яблочное пюре, какое-то повидло, несколько сухих фруктовых концентратов, несколько пакетиков с чаем, кофе со сливками (сливки отдельно), сахар, соль, таблетки для обеззараживания воды, 1 витаминка, стиморол. Может там еще что-то (пишу по памяти). Весь этот большой набор стоит 650 рублей. Покупала на пешеходной аллее ТЦ "Меридиан", магазин "Прибор Оптик". В целом набором такой еды я довольна, все сытно, не тяжело нести, цена устраивает.

Далее про маршрут.

2. Дорога до остановки "на ужах" ничем не примечательна. Разве что есть дольмен, но он находится немного в стороне от тропы, его не видно, мы на него не ходили. Поэтому в основном фоткала уже сам подъем, там красивый лес, начинаются елочки и прочие приятные цветочки.

4. На маршруте было много желтого рододендрона, который приятно пахнет.

5. Девочка Лида, юный архитектор, несла 20-килограммовый рюкзак.

8. Как называется растение?

9. Такой лес был возле стоянки, где мы остались ночевать.

14. Это был уникальный поход, здесь было 4 вегетарианца.

16. Основной возраст группы от 20 до 30 лет, но была одна походница возрастом почти 50 лет, на подъеме она шла очень бодро.

17. По прогнозу обещали ливни, но по факты был лишь туман в первый день. На второй день было немного дождя около 30 минут.

19. На следующий день подъем в 6 утра, завтракаем и поднимаемся на гору Батарейная (1684 м)

20. Кашка кус-кус хорошо идет, ведь она сытная и достаточно только кипятка.

22. Как муравьи.

На второй день у нас уже был подъем на хребет, про него расскажу в следующий раз.

Posts from This Journal by “туапсе” Tag

• Школота уже не та

Впервые довелось побывать в походе с компанией 15 человек! До этого мы ходили с гораздо меньшим составом. Но какого же было мое удивление, когда…

• Полковничьи водопады. Продолжение.

Продолжение фотоотчета с Полковничьих водопадов. Напомню поход проходил в суровых условиях в начале февраля, было около +5 и почти все время…

• Полковничьи водопады

Хорошо, когда бессонница можно наконец-то выложить фотографии с февральского похода)) Этот поход изменил всю нашу жизнь. Мы привыкли жить в одном…

• Гора Почепсуха

Гора Почепсуха находится на границе Горячеключевского и Туапсинского районов. Из Краснодара к ней проще всего добираться на электричке до ж/д ст.…

• Лермонтово - настоящий проходной двор

Лермонтово находится всего в 5 км от Джубги. Это маленький поселок с населением чуть более 1000 человек. Почем-то я думала, что здесь будет тихо…

• Закат в Лермонтово

Что делать на море в середине сентября? Ловить закаты и думать о вечном...

• Поселок, где нет ничего кроме старых домов

Афапостик - очень уникальный поселок. Здесь нет школ, поликлиник, да даже продуктового магазина мы не нашли. Зато много старых домов, новых почти…

• Село Кирпичное

Село Кирпичное находится в Туапсинском районе. От Туапсе расстояние всего лишь 18 км, а от Краснодара - 100 км. Название села в честь кирпичного…

• Село Анастасиевка

В село Анастасиевка мы хотели попасть еще прошлым летом, когда совершали поход на гору Большое Псеушхо, но нас не правильно информировал дорожный…

promo mono_polist july 7, 09:00 5
Давно себе хотела приобрести какие-нибудь симпатичные часы-будильник, чтобы не просто будили, а помогали просыпаться максимально естественно. До этого мы с мужем пробовали браслет, который по идее должен будить в нужную фазу сна, но по факту он будил ночью)) Да-да такое бывает. И вот…

• 1
смущает установка палатки под надломанным стволом на фото 18, особенно с учетом обещанной непогоды это весьма рискованная затея 8)

вот меня бы тоже смутило)) я не замечаю, где ставят палатки другие.
ребята на следующую ночь переместились в другое место.

Замечать, где другие ставят палатки, обязан в первую очередь руководитель похода. И подсказать, если что-то не так. Про дерево очень правильное замечание, хотя по сути адресовано оно не тебе. Но если ты как рядовой участник видишь нечто нелогичное и потенциально опасное, надо не стесняться об этом говорить.

У меня была история в группе, когда один фотограф очень любил ставить палатку на самой зеленой травке. И вот по стечению обстоятельств самая зеленая травка оказалась в русле высохшего ручья. Ночью был град и ливень, и ручей снова возник. И потёк прям через его палатку. Самое ужасное, что никто сквозь шум ливня и града не слышал, как он звал на помощь, да и вряд ли кто-то смог без угрозы для собственной жизни ему помочь быстро переставиться, град был с грецкий орех величиной. Как фотограф с девушкой переставлял палатку нам неведомо, его рассказ утром вряд ли мог передать реальные его ощущения.

я не руководитель, я обычный участник.
Да и я особо не замечаю, где что ставит. Но на будущее конечно надо.

Смущает укрывание палатки плёнкой ;)

а чем укрывать, если она однослойная?

Пропитки должно быть достаточно. Иначе не вижу смысла таскать лишний вес в виде плёнки и платить деньги за палатку которая дождь не держит. Однажды такую взяли и на следующий день после возвращения сдали в магазин.

ну она у них какаято не правильная однослойная, правильная держит дождь без пакета

Памяник двуглавому нашему поставить и дело с концом.

Я бы сказал, оптимальная команда до 6 человек. Ну может ещё пару детей. Но не больше.

Это, естественно, про поход. А не про прогулку блогеров к ближайшему водопаду ;)

Олька! Прям красота и здорово!)

люблю кус-кус и гречневые хлопья ) а зачем плёнка на палатке?

палатка однослойная, чтобы не промокала, дождь обещали ночью.

не понимаю о.О как однослойность связана с промокаемостью..

со мной просто сезон каталась старенькая трамп, обработала после того как купила её (б\у с рук велотуристов) пропиткой для тента, и она смело держала все дожди по Прибалтике 2-3 ночи подряд, даже без просушки..

дешевая палатка пропускает воду, где швы.
Я например, не слышала про пропитку, надо самой почитать и ребятам сказать.

пропитка - это именно для ткани тента, она так и называется пропитка для тента, а швы - слышала, что можно герметиком (я на сумке пробовала обычным, но он у меня скатывается) хотя опять же есть спец для проклейки.. или спецлетной.. но на палатке у меня уже были проклеены..

спасибо) на досуге почитаю про эту тему, честно даже не слышала о таком.

25-30 км в день. ню ню!!! :))

Лес красивый, а с туманом так еще и таинственный. Туда бы просто прогуляться уже хорошо

Оля, 8 - это лавровишня, здесь https://otvet.mail.ru/question/16051981 достаточно подробно описана

Красота! Как же хочется в настоящий поход на несколько дней. Последний раз была около 10 лет назад в таком, чтобы без машины и подальше от цивилизации. Надо исправлять)

Никогда не знал, что рододендрянь может пахнуть... Сколько ходил по Кавказу, и сколько потом видел этого добра в разных ботанических садах - никогда никакого запаха (меня учили, что в природе яркие, броские цветы вообще обычно рассчитывают больше на внешний вид, пахнут чаще всего менее приметные). Правда, в дикой природе я видел только белые, жёлтых не видел. Век живи, век учись.

желтый рододендрон на кавказе очень распространен, его можно встретить даже в горячем ключе. Он очень пахучий даже когда идешь по его кустам не нюхая. Вот здесь он на фото №14 http://mono-polist.livejournal.com/638135.html
Не смотря на красоту это растение ядовито, в том числе для животных и пчел.
в дикой природе то есть на кавказе желтый очень распространен, он действительно ярко-желтый и пахучий. Но есть и другие цвета, сейчас уже не вспомню какие.

Видимо, мне запомнилась ситуация немного выше - то есть выше зоны леса, где рододендрон уже карликовый, отчего и прозван рододендрянью - ходить мешает. Там я помню только белый. А может быть, дело во времени года -я бывал только летом. А может, просто запамятовал за давностью лет :-)

Edited at 2017-06-14 10:30 am (UTC)

Лес в тумане красивый такой)

А зачем в небольшой поход брать рюкзак на 20 кг?

хороший вопрос, я тоже этого не понимаю.
я посмотрела, они там котелки по несколько литров берут, кучу печенья, одежды на каждый день, тапочки, еды много, пилу, топор, крема... всего добра и не вспомню... Это большая нагрузка на спину, вон у многих от этого грыжи на позвоночнике и прочие гадости

у меня на 4 месяца в экспедицю рюкзак меньше весил. Львиная доля - это огромная кемпинговая палатка (дабы жить было удобнее)-спальник, остальное только необходимый шмот + мыло\паста\крем. В поход бы взяла маленькую палаточку\спальник,какую-нибудь сублимированную еду и немного одежки. И все равно меньше вес был бы. Жалко ведь спину. И колени.
Специально купила татонку на 40 литров, чтобы ничего лишнего не брать) Хороший метод как выяснилось.

В мою прошлую поезду дошло до смешного - большой рюкзак весил меньше маленького, в котором ноут, камера и прочее необходимое для работы железо. Я чуть не сдохла, пока шла 50 метров до таксистов.

А как эти ребятки пережили подъемы с такими рюкзачками?

Отдельного непонимания заслуживают вегетарианцы в больших группах.

я тоже хочу себе купить 40-50 литров рюкзак, туда и вещей меньше влезет и по кг легче.
подъемы все пережили нормально.
А чем тебя вегетарианцы смутили?

Если у них отдельный кострер\котелок и они сами себе обеспечивают едой, то ничем.

Но у меня это привычное предубеждение из-за экспедиционного опыта, когда в лагере попадается человек, который не ест мясо, у повара начинается головная боль (когда поварами являются все, кто умеет готовить по очереди, то головняк у всех). Иногда получается закладывать тушенку после накладывания пресного риса в миску голодного, иногда нет. Потом она может начаться у начальства, т.к. человек начнет требовать назад деньги, которые он не проедает. А еще овощи\орехи могут стоить гораздо дороже тушна, хранится меньше, транспортироваться хуже. Если бы еще о гастрономических привычках человека было бы известно заранее, можно было бы что-то учесть при закупке.
(отдельный привет тем, кто не ест лук)

у них конечно все отдельное. Основа одна - каши, а уже к кашам каждый добавляет что-то свое: кто овощи, кто мясо.
Это самые нормальные вегетарианцы, которые мне попадались)) они не затрагивают тему еды, если ты сам не попросишь. И повара не мучают) сами повара

Пережили прекрасно, именно что раз поход такой легкий, я могу позволить взять себе фрукты, овощи и одежду, чтобы не переживать о погоде. Естественно, в более серьезные походы я не стану брать 2 кг мандаринов.

Отдельно замечу, что эти самые вегетарианцы составляют костяк группы и в выносливости, как минимум, не уступают мясоедам.

PS Никого не хочу обидеть и не собираюсь спорить о том, кто чем питается

Edited at 2017-06-15 07:46 am (UTC)

Вообще не стоит их брать, спина то не железная)))

Не, я не про то, что кто и как ест. И не про их физические свойства. Я выше ответила подробно, почему они меня смущают.

Спасибо за репортаж) Интересно будет про сам подъем почитать, а главное посмотреть на фото.

Оля, я конечно понимаю... блогер и всё такое, но мы ведь не давали согласие на обсуждение нашей группы, похода или чего-то ещё. Данное мероприятие - это встреча любящих душ, а это довольно интимный процесс и для широких масс закрыт.
Мы конечно были бы все очень рады, если закончились обсуждения группы, вегетарианцев и самого похода.
Очень надеюсь на понимание.
Угрюмов Игорь.

Если что-то тут написано не так, извиняюсь конечно. Обидеть никого не собиралась.

Edited at 2017-06-15 07:05 am (UTC)

А откуда взялось это "на ужах"? Исковеркали название реки Малая Наужи, на слиянии истоков которой расположена стоянка.

может я так не правильно услышала?))
да и проще сказать на ужах, чем стоянка на реке малые наужи... брр

Топонимы это такое дело, не каждый в первого раза выговоришь:) Но это не повод выдумывать что-то более легкопроизносимое и понятное, за каждым топонимом кроется какая-то история. Я больше по КЧР хожу, там язык сломаешь от названий, но у каждого логичный перевод, если, конечно, задаваться целью искать этот перевод и находить в нём смысл.

В последнее время наблюдаю на картах ОСМ тенденцию переименовывать объекты. Как тебе озеро "Кубанских велосипедистов"? А у него есть родное название Гитче-Кёль - "маленькое озеро", просто если знать, что чуть выше расположено Уллу-Кёль ("большое озеро"), то название логично, но некие велосипедисты решили по-своему:)

народ всегда придумывает что-то легче. например, вместо хорошо - ок, здравствуйте - хай и т.д. Язык давно меняется, в тех же смсках мы все сокращаем. Я не борец за чистоту русского языка. Сегодняшний язык тоже долго изменялся и избавился от твердого знака в конце предложения. Мир живет и мир меняется.

озеро кубанских велосипедистов проще выговорить, чем Гитче-Кёль

суровые ребята в лесу в сланцах )